/ Евгений Степанов, ICL Техно: Производим весь спектр вычислительной техники и гордимся ее качеством

Евгений Степанов, ICL Техно: Производим весь спектр вычислительной техники и гордимся ее качеством

14 мая 2025

Евгений Степанов: "У нас самый большой ассортимент ноутбуков среди российских производителей."

евеве.png

TAdviser: ICL Техно — один из ведущих российских производителей вычислительной техники. Что именно вы производите сейчас и за счет чего сохраняете лидерство? На чем делаете акцент?
Евгений Степанов: Мы производим практически весь спектр вычислительной техники: персональные компьютеры, ноутбуки, серверы, а также их производные — моноблоки, планшеты, тонкие клиенты и системы хранения данных. Кроме «коробочных» продуктов, у нас есть программно-аппаратные комплексы, созданные под конкретные отрасли: образование, здравоохранение, розничную торговлю и госорганизации.
Основной объем продаж и производства приходится на персональную технику. За прошлый год выпустили свыше 250 тысяч устройств. Лидерство сохраняем за счет широкого модельного ряда — например, у нас самый большой ассортимент ноутбуков среди российских производителей. В прошлом году первыми в реестре представили ноутбук с дискретной видеокартой. Большое внимание уделяем качеству, надежности наших устройств.
Много внимания уделяем повышению локализации. Разрабатываем собственные компоненты: материнские и дочерние платы, модули памяти, блоки питания, сетевые карты и Wi-Fi адаптеры. Это снижает импортозависимость — и нашу, и страны в целом.

TAdviser: Как изменился российский рынок техники за последние годы? Какие тренды вы наблюдаете?
Евгений Степанов: Российский рынок техники стал более регулируемым, и это главный тренд. С каждым годом на нем появляется больше отечественной продукции, наличие рынка дает производителям уверенность в том, что можно развивать собственные производства, инвестировать в новые технологии.

TAdviser: Сейчас многие говорят о возвращении западных вендоров. Что вы об этом думаете?
Евгений Степанов: Думаю, возвращение западных компаний не будет для них простым процессом. Надеюсь, их будут стимулировать вкладывать средства в развитие российской промышленности — создание совместных предприятий, локализацию производства. Если их просто пустят на рынок без таких условий, мы вернемся к ситуации пятилетней давности, когда вендоры развивали производства в недружественных нам странах, а Россия оставалась лишь потребителем технологий.

TAdviser: В последние годы российская промышленность сталкивается с массой вызовов: санкции, логистические сложности, высокая ключевая ставка ЦБ. Как все это повлияло на ICL Техно?
Евгений Степанов: Последние три года действительно стали серьезным испытанием. Санкции радикально изменили правила игры — нам пришлось полностью перестраивать логистические цепочки и искать альтернативные способы расчетов с партнерами. Сроки закупки компонентов увеличились в 2-3 раза: если раньше мы получали комплектующие максимум через 3 месяца, то теперь ждем 6-9 месяцев. Это потребовало принципиально нового подхода к закупкам. Нам пришлось внедрить продвинутые инструменты прогнозирования, ведь цена ошибки на горизонте 9 месяцев очень высока.
Но кризис стал и драйвером развития. Например:
Запустили собственное производство электронных плат с высокотехнологичными линиями, которые нам поставила компания «Остек-СМТ»
Начали разработку собственных BIOS, хотя раньше даже не думали о такой возможности
Создали внутреннюю систему обучения для быстрого повышения квалификации сотрудников
Сегодня мы научились работать в этих условиях, хотя и мечтаем о снижении ставки ЦБ. Главное — не опускать руки и продолжать развивать собственные компетенции. Как показала практика, именно это в конечном итоге дает конкурентные преимущества.

TAdviser: У вас появился новый розничный бренд OSiO. Чем отличается работа в этом сегменте от B2B?
Евгений Степанов: Розница — совершенно другая планета по сравнению с B2B. Когда мы запускали OSiO, сразу поняли: здесь работают другие законы. В B2B преобладает рациональный выбор, ключевую роль играют ТЗ и спецификации. В рознице покупатель выбирает эмоциями: внешний вид, тактильные ощущения, «вау-эффект» могут стать решающими для покупки. Если у одного ноутбука 2 USB-порта, а другого еще и Type-C в придачу, то при сопоставимой цене именно дополнительный разъем может стать решающим аргументом.
Для OSiO мы создали отдельную линейку с акцентом на дизайн, сохраняя при этом высочайший уровень качества. Наши сотрудники, крайне взыскательные пользователи, сами покупают технику OSiO, и для нас это важный индикатор уровня нашей продукции. Интересно, что некоторые решения перекочевали и в наш B2B — бизнес-клиенты тоже оценили новый подход. Если в B2B-закупках мы конкурируем в основном с российскими производителями, то в рознице — с китайскими брендами и параллельным импортом. Здесь ценовая война жестче, а маркетинг агрессивнее. У китайских производителей деньги дешевле, рабочая сила доступнее, и дистрибуция на весь мир позволяет экономить на масштабе.
Мы пока только нащупываем B2C-рынок: стартовали год назад с линейки ноутбуков, потом добавили моноблоки и мини-ПК. Но уже поняли главное: розница — лучший полигон для того, чтобы понять, что нужно делать в B2G и B2B, каким образом оптимизировать собственные процессы, как развиваться, куда двигаться, чтобы выиграть в конкурентной борьбе.

TAdviser: С китайскими производителями сложно конкурировать по цене. Какие факторы вы считаете своими ключевыми преимуществами?
Евгений Степанов: Вы правы, китайские производители работают на глобальный рынок с миллионными тиражами, участвовать в ценовых войнах с ними в текущих условиях совершенно бесперспективно. Вместо этого мы делаем ставку на качество, широкую продуктовую линейку и дизайн. Качество нашей продукции подтверждают самые требовательные заказчики. Что касается дизайна, мы стремимся создавать продукты, которые выигрывают по эстетике и эргономике, уделяем внимание каждой детали. Ну и, конечно, важны гарантийное обслуживание, техническая поддержка, сервисные центры по всей стране, которые у нас уже есть.

TAdviser: Вы производите свою технику на собственном заводе под Казанью площадью 8 000 кв. метров. Какие инструменты помогают оптимизировать процессы?
Евгений Степанов: Мы уделяем огромное внимание качеству продукции. За два года благодаря новым испытательным стендам и лабораториям нам удалось вдвое сократить затраты на гарантийное обслуживание. Используем высокотехнологичное, максимально автоматизированное оборудование. Постоянно модернизируем не только технологические мощности, но и систему управления — развиваем российскую ERP-систему на платформе 1С, постоянно меняемся. И, конечно, вкладываемся в обучение и развитие персонала, профессиональный рост и мотивацию.
За последний год мы оптимизировали многие процессы, и по некоторым операциям нам удалось повысить скорость работы на 30−40%. Это отличный показатель, но при этом мы знаем, как добиться еще более впечатляющих результатов.

TAdviser: Какое оборудование и услуги предоставил вам «Остек-СМТ»? Какие задачи они помогли решить?
Евгений Степанов: Компания «Остек-СМТ» поставила нам две полностью автоматизированные линии для поверхностного монтажа электронных плат, линию выводного монтажа. Это универсальное решение для производства передовой аппаратуры High End класса. К нам часто приезжают гости: клиенты, партнеры, в том числе зарубежные, и все они подтверждают, что это самое современное оборудование, которое сегодня есть на рынке.
Производство включает станции нанесения паяльной пасты, установки компонентов, 12-зонную печь оплавления с точным температурным контролем и станции оптического контроля. Линии ориентированы на работу в условиях как серийного, так и многономенклатурного производства сложной аппаратуры с большим числом компонентов на плате. Благодаря высокой степени автоматизации производственная эффективность практически не зависит от человеческого фактора. Специалисты «Остек-СМТ» не только поставили оборудование, но и провели полную пусконаладку, обучили наш персонал работе с ним. Оборудование высокотехнологичное и требует определенной культуры обслуживания, поэтому обучение было очень важным этапом.
Благодаря этому проекту мы смогли резко увеличить глубину локализации — теперь ключевые электронные компоненты собираем сами. Линия гибкая, может эффективно работать даже с небольшими сериями в несколько сотен плат. Для нас это очень важно.

TAdviser: Каковы ваши дальнейшие планы по развитию производства?
Евгений Степанов: Планы масштабные. Во-первых, продолжим расширять собственное производство электронных плат — будем увеличивать количество линий, продолжим закупать специализированное оборудование, оптимизировать процессы.
Во-вторых, активно развиваем наш дизайн-центр. Планируем усиливать компетенции в области собственных разработок — это касается как аппаратной части, так и программного обеспечения. Продолжим создавать новые продукты, в том числе не связанные напрямую с вычислительной техникой. Мы видим потребности наших заказчиков и рассматриваем смежные направления, где можем применить наши компетенции в радиоэлектронике. Безусловно, будем продолжать работу над качеством продукции.
Конечно, высокая ключевая ставка сдерживает развитие. При этом хочу отметить, что государство нас поддерживает. Например, Фонд развития промышленности выделил льготный займ, который очень помог в развитии нового производства. Несмотря на все внешние вызовы, мы смотрим в будущее с оптимизмом и готовы развиваться дальше.



Другие новости или статьи

Оставить заявку
Ваше сообщение отправлено, мы свяжемся с Вами в ближайшее время.