СМИ о нас: интервью генерального директора ICL Техно «Первой миле»
Компания «АйСиЭл Техно» (торговая марка ICL) с штаб-квартирой в пригороде Казани стабильно входит в топ-3 российских производителей вычислительной техники и продолжает активно развиваться. В преддверии важного для всей российской отрасли радиоэлектроники события − открытия на территории ОЭЗ «Иннополис» в Республике Татарстан новых производственных мощностей компании − корреспондент журнала «ПЕРВАЯ МИЛЯ» побеседовал с генеральным директором АО «АйСиЭл-КПО ВС», генеральным директором ООО «АйСиЭл Техно» Евгением Витальевичем Степановым.
Евгений Витальевич, когда и как в Группе компаний ICL возникло производственное направление?
Холдинг ICL был основан в 1991 году на базе завода ЭВМ Казанского производственного объединения вычислительных систем (КПО ВС), которое отсчитывало свою историю с 1951 года. Я был в числе сотрудников этого предприятия − крупнейшего подобного в Советском Союзе, на котором изготавливалось примерно 40% от всего объема производившейся в стране вычислительной техники. Это была продукция, которую сегодня мы называем мейнфреймами, тогда это именовалось ЕС ЭВМ.
Для отечественной промышленности те годы перелома были нелегкими, но на нашем предприятии производство не останавливалось никогда. Конечно, был спад производства, но мы всегда находили ниши, в которых наша продукция была востребована. Уже в 1992 году мы начали изготавливать персональную технику, RISC-серверы. Поэтому этот год можно считать точкой отсчета производственного направления нашего холдинга, хотя в качестве отдельного юридического лица ООО «АйСиЭл Техно» было выделено в 2016 году. Это было связано с современными условиями ведения производственного бизнеса. В составе группы компаний ICL также выделены сервисно-продуктовый кластер (компании ICL Services, ICL Системные технологии и ICL Soft) и кластер специализированных решений, ориентированный на разработку и поставку продуктов и комплексных решений конфиденциального характера.
В течение многих лет мы производили вычислительную технику, в том числе под брендами двух ведущих мировых вендоров, что говорит об уровне обеспечиваемого нами качества продукции. И сегодня на исполнение гарантийных обязательств мы тратим менее 1% от стоимости производимого оборудования. Поверьте, это достойный показатель для нашей отрасли.
Что сегодня включает продуктовый портфель ICL Техно?
Наша компания в настоящее время производит практически весь спектр ИТ-оборудования. Это серверы, системы хранения данных, персональные компьютеры, моноблоки, ноутбуки, тонкие клиенты, многофункциональные терминалы, оборудование телемедицины. Особо я хотел бы подчеркнуть, что мы предлагаем не только коробочные продукты, но и законченные решения на их основе. У нас есть такие решения для различных сфер: образования, здравоохранения, розничной торговли, для органов государственного управления.
Это возможно потому, что мы не просто изготовители "железа". В нашей группе компаний из примерно четырех тысяч персонала почти две тысячи − программисты. Благодаря этому ресурсу мы предоставляем нашим клиентам программно-аппаратные комплексы, которые реально автоматизируют деятельность специалистов различных профессий, обеспечивают существенное повышение производительности труда. В некоторых из наших комплексов уже внедрены системы искусственного интеллекта.
Расскажите о ваших решениях для телемедицины.
Этим важным для людей направлением мы занялись примерно 10 лет назад. Наши коллеги-программисты из холдинга ICL уже достаточно давно разработали программный продукт "АСУ Скорая помощь" для автоматизации станций скорой помощи. Сегодня им пользуются службы здравоохранения более чем в 100 городах России.
В основе телемедицинских решений АйСиЭл Техно софт, который мы научили "общаться" с различным медицинским диагностическим оборудованием. Сегодня это более 15 устройств: тонометр, кардиограф, спирометр, анализаторы крови и мочи, аппараты УЗИ и так далее. Результаты диагностики "запаковываются" в карточку пациента, которая отправляется по каналам передачи данных в медицинский центр, где есть квалифицированные врачи, которые могут дать необходимые рекомендации. Конечно, такое оборудование в первую очередь необходимо в удаленных и малонаселенных точках, которых в нашей стране немало. Первыми заказчиками наших комплексов стали северные территории страны − Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Сахалинская область и другие.
В комплексы интегрировано оборудование видеконференцсвязи, что позволяет фельдшеру на месте получить консультацию высококвалифицированного специалиста. Сегодня мы изготавливаем различные телемедицинские комплексы: от мобильных ICLMed в чемодане с автоматизированным защищенным рабочим местом врача и различными вариантами комплектации медицинским оборудованием до стоек для установки в фельдшерско-акушерских пунктах, которые представляют собой аппаратно-программный комплекс, позволяющий медучреждению организовать автоматизированную телемедицинскую систему с имеющимся в учреждении парком медицинских приборов.
Добавлю, что мы показывали наши телемедицинское оборудование на международных выставках и убедились, что такие решения весьма востребованы во многих странах, в частности, в Латинской Америке. Конечно, в экспортном варианте комплектация диагностическими устройствами должна осуществляться в соответствии со спецификой медицины той или иной страны, но мы планируем выходить с нашими решениями за рубеж.
Каковы итоги работы ICL Техно в 2022 году?
Мы успешно воспользовались открывшимся в прошлом году окном возможностей в связи уходом с российского рынка зарубежных брендов . Возникшие проблемы с комплектацией были достаточно быстро решены и по итогам года мы нарастили выпуск продукции более чем в два раза: с 121 тыс. (в 2021 году) до 270 тыс. устройств. По сведениям различных рейтинговых агентств наша компания сохранила место в тройке крупнейших производителей вычислительной техники в России. Также нас ставят в топ-3 крупнейших ИТ-поставщиков для здравоохранения и для образования. Свою долю в поставках ноутбуков для системы образования мы оцениваем примерно в 30%, в прошлом году мы произвели их более 100 тысяч штук.
ICL Техно производит многофункциональные терминалы. Для каких целей они используются? Как решается вопрос с комплектацией этого оборудования матрицами для дисплеев?
Данное продуктовое направление у нас началось с производства простых терминалов для электронных очередей. Сегодня мы производим многофункциональные терминалы для розничной торговли, здравоохранения, для оказания государственных услуг. Для терминалов у нас есть собственный софт, но часто заказчик хочет установки свое специальное ПО, что мы осуществляем. Что касается матриц для дисплеев, то, к сожалению, в России такого производства нет. У нас есть налаженные их поставки из КНР, правда, увеличились сроки доставки.
В октябре 2022 года группа компаний ICL приступила к строительству на площадке ОЭЗ «Иннополис» в Лаишевском районе Республики Татарстан нового предприятия по производству, в частности, материнских плат. Когда планируется его открытие? Куда пойдет его продукция?
В первую очередь хочу отметить, что тут мы имеем очень хороший пример государственно-частного партнерства. Само здание площадью более 8 тысяч кв. м для нас возводит государство в лице ОЭЗ «Иннополис». ICL Техно будет долгосрочно арендовать производственные площади по неплохой ставке. Фонд развития промышленности предоставил нам льготный инвестиционный займ на закупку оборудования. Суммарная стоимость проекта 2 млрд рублей и мы рассчитываем окупить его за пять лет. Мы планируем, что запуск производства состоится нынешней осенью.
На новом предприятии будет осуществляться поверхностный монтаж электронных плат, для чего выделяется площадь 2000 кв.м. Стартовый комплект технологического оборудования рассчитан на выпуск до 300 тысяч материнских плат в год. В России сегодня совсем немного подобных по масштабу производств. Кроме того будут работать семь автоматизированных конвейерных линий сборки и тестирования готовой продукции. Площади завода позволяют расширить выпуск до 1 млн плат.
Строительство завода входит в нашу программу импортонезависимости. В ее рамках уже в 2020 году примерно половина объема продукции нами была изготовлена на материнских платах российского производства и эта доля продолжила расти. Однако имеющие мощности отечественных контрактных производителей ограничены, поэтому мы пришли к решению создать собственное производство. Конечно, мы будем продвигать свои услуги и в качестве контрактного изготовителя.
Как вы осуществляете комплектацию производства чипсетами?
Как известно, сегодня в России нет производства чипов для центральных процессоров материнских плат, поэтому их приходится импортировать. При этом мы не первый год сотрудничаем с российскими разработчиками процессоров. В результате мы можем изготавливать материнские платы для ноутбуков на процессоре Baikal-M, для серверов − на Baikal-S. Ведем мы разработку устройств также на базе процессоров Эльбрус. Как только появятся возможности массового выпуска отечественных процессоров, мы будем во всеоружии.
Однако в нашей стране есть предприятия, которые могут выпускать микропроцессоры по технологии 120 нм и 90 нм. На их основе можно производить, в частности, интерфейсные платы, модули памяти. Мы уже давно ведем работы в данном направлении с российскими производителями микроэлектроники и рассчитываем начать получать такие чипы до конца года.
А какая ситуация с многослойными платами?
Пока многослойные платы нам приходится импортировать. При этом в России сегодня есть компании, которые могут произвести платы до 20 слоев, но пока нет массовых производств . Очень хочется надеяться, что такие производства в достаточных объемах будут налажены в нашей стране.
Занимаетесь ли вы подтверждением совместимости "железа" с отечественными операционными системами?
Мы уже много лет работаем со всеми ведущими российскими разработчиками ОС. Были случаи, когда операционная система сходу не запускалась. Тогда приходится дорабатывать и софт, и нашу продукцию, и не было пока ни одного случая, чтобы мы отступились.
Только надо иметь в виду, что ОС − это лишь начало пути. Необходима экосистема вокруг нее. Мы уделяем много времени тестированию совместимости с российскими прикладными программными продуктами − офисными и другими, для чего создаем временные совместные коллективы.
Есть ли у ICL Техно планы участия в производстве базовых станций сотовой связи, которые сегодня спешно разрабатывают несколько российских компаний?
Да, наши новые мощности будут это позволять. Мы уже встречались с одним из крупных производителей телекоммуникационного оборудования. Речь шла не только о базовых станциях, но и о коммутаторах, точках доступа и др.
Ощущаете ли вы конкуренцию со стороны параллельного импорта готовой ИТ-продукции? Какие меры должны приниматься для защиты отечественного производства?
Конечно, мы ощущаем влияние параллельного импорта. Как я говорил, по итогам прошлого года мы изготовили 270 тысяч устройств. В КНР же более-менее заметная на рынке компания имеет объем годового выпуска пять миллионов и выше. Понятно, как это сказывается на себестоимости продукции. По нашим прикидкам, чтобы успешно конкурировать с китайскими производителями по цене, нам надо выйти на объем производства хотя бы один миллион устройств.
Что касается регулирования импорта, то у государства, на мой взгляд, есть только два метода действия: запретить или поощрять.
Запретительные мероприятия по своей природе деструктивны. Однако если государство не будет заниматься развитием такой ресурсоемкой отрасли, как радиоэлектроника, сама она до конкурентоспособного уровня не разовьется. Если государство не будет и само финансово вкладываться, и поддерживать отрасль, закупая отечественную продукцию для своих нужд, и пропагандировать − "Покупай российское!", −быстрого развития не получится. А это небезопасно.
Надеяться на параллельный импорт можно, но следует не забывать, что в каждой западной стране есть службы экспортного контроля. И они вполне в состоянии выявить цепочки поставок высокотехнологичного оборудования в Россию и перекрыть их. И тогда рано или поздно мы останемся с пустыми руками. Поэтому необходимо соблюдать баланс интересов: не запрещая пока импорта, предпринимать энергичные меры, чтобы отечественная промышленность могла нарабатывать свои компетенции.
Чтобы быть конкурентоспособными, российским предприятиям необходимо вкладываться в НИРы, в НИОКРы. А такие вложения невозможны без спроса на продукцию. Поэтому я за протекционистскую политику государства в хорошем смысле этого слова. При этом не все должно сводиться к деньгам, хотя они очень важны. Нужны различные льготы. В частности, полезный инструмент − промышленная ипотека. Необходимы льготы для разработчиков отечественной электронной компонентной базы и электронного машиностроения, которое в стране надо практически создавать заново.
Понятно, что бюджета на все не хватает, но нельзя забывать, что если сегодня не инвестировать в отрасль, то через пять лет можно придти к полному ее развалу.
Удовлетворены ли вы действиями Правительства РФ по поддержке производства электронной продукции? Что еще необходимо сделать?
Радует, что в последние годы государством принято немало мер поддержки производственников. Одним из примеров может быть помощь в создании нами новых производственных мощностей в ОЭЗ «Иннополис». Пока не все меры поддержки вышли на полную мощность. Так, хорошая идея сквозных проектов пока на практике не работает. Вероятно, она нуждается в доработке.
Микроэлектроника очень сложная отрасль, она включает физику, химию, материаловедение, электронное машиностроение. Ни одна российская компания сегодня не сможет поднять микроэлектронное производство самостоятельно. Мы считаем, что государство должно помочь в создании консорциумов. Сегодня существует немало различных ассоциаций и мы сами состоим в нескольких из них. Они решают свои узкие задачи, служат площадками для общения.
В консорциумах должно быть осуществлено объединение НИИ, разработчиков, производителей, институтов развития. Причем необходим охват не только предприятий микроэлектроники и электроники, но всей производственной цепочки, начиная с производств малотоннажной химии. Если говорить о последних, то для налаживания выпуска относительно небольших объемов высококачественных кислот, клеев, мастик и т.д., необходимых для нашей отрасли, требуются большие вложения. Чтобы вывести отрасль на достойный уровень, надо навалиться всем миром, и без государства в таких долговременных инвестициях не обойтись. Мы постоянно думаем на эту тему, но пока другой альтернативы не видим.
И, конечно, важная роль государства − подготовка рабочих и инженерных кадров.
Наш разговор происходит в преддверии очередного форума «АРМИЯ-2023» в подмосковной Кубинке. С какими новинками можно будет познакомиться на стенде ICL Техно в павильоне А комплекса «Патриот»?
На форумах «АРМИЯ» мы традиционно организуем большой стенд, где представляем и аппаратные решения, и ПО. К нам всегда приходят как посетители в погонах, так и представители многих гражданских отраслей.
Будет представлена линейка портативных устройств (ноутбуки, планшеты), в том числе, конечно, в защищенном исполнении. При чем речь идет и о физической защите, и о встроенных решениях информационной безопасности. Будут демонстрироваться серверы, компьютеры, моноблоки, в том числе со встроенными оптическими контроллерами для защищенного обмена информацией. Покажем образцы этой продукции, а также материнские платы на основе российских процессоров. Мы уделяем таким показам, на которых демонстрируем работоспособность продуктов на российской элементной базе, большое внимание.
Традиционно большой интерес посетителей вызывают наши телемедицинские комплексы. Мы планируем, в частности, впервые показать широкой публике мобильный комплекс предрейсового медосмотра. Этот телемедицинский комплект включает диагностические устройства, которые позволяют в удаленных точках осуществить контроль состояния здоровья, например, машиниста или пилота для осуществления допуска к рейсу. Также такой комплекс может быть использован для проверки состояния здоровья операторов различных производств.
И, конечно, на форуме мы будем рассказывать о наших новых возможностях как контрактного производителя радиоэлектроники, открывающихся в связи с предстоящим открытием завода в Иннополисе.